MOX for Russian Museum, Chaumont-sur-Loire Garden Festival 2013
State Russian Museum St. Petersburg
MOX landscape architects

Renaissance Garden by MOX landscape architects. Plan fragment

Международный Фестиваль садов, Шомон-сюр-Луар

На 22-й Международный Фестиваль Садов организаторы пригласили мастеров со всего мира с их самыми удивительными проектами. Впервые, за время существования фестиваля, будет представлен российский проект, инициатором которого выступил Русский музей.

В этом году Фестиваль обещает много сюрпризов благодаря выбранной теме — «Сады ощущений». На протяжении всего сезона в рамках Фестиваля также будут проходить различные тематические встречи.

Проведённый впервые в 1992 году, Международный фестиваль садов уже давно считается признанным местом встречи мастеров ландшафтного дизайна и пейзажного творчества. На международный конкурс, оцениваемый профессионалами со всего мира и предваряющий ежегодный Фестиваль, пришли сотни заявок. Жюри, возглавляемое в 2013 году знаменитым журналистом и литературным критиком Бернаром Пиво, отобрало два десятка совершенно уникальных проектов. В этом году Фестиваль по полному праву может называться международным, поскольку на нём будут представлены работы мастеров из разных стран.

На Фестиваль также приглашены некоторые именитые личности и знаменитости. В очередной раз демонстрируя стремление к поиску технических и художественных инноваций, заботясь о растительном многообразии и бережном отношении к природе, каждый из участников Фестиваля предложит на суд жюри и публики свои оригинальные, новаторские, смелые, а порой и даже бредовые творения.

Откройте для себя 22-й Фестиваль, посвящённый «Садам ощущений». Подражая нашему изменчивому миру, сад тоже начинает меняться, двигаться, чувствовать себя, прислушиваться к себе, пробовать себя, прикасаться к себе, любоваться собой. Даже воздух здесь подчиняется дуновению ветра. Темнота и свет, холод и жара, гладкие и бугристые поверхности сменяют друг друга, жидкие и твёрдые элементы, пологие и крутые спуски следуют один за другим в унисон с вашими чувствами и ощущениями. Настоящая гамма ощущений! В этих садах великолепным образом переплетаются иллюзия и волнение. Так, некоторые необычные цветы источают ароматы продуктов и пряностей, передают вкус сахара, мёда или ванили. А некоторые листья удивляют нас вкусами клубники и шоколада, и невероятной бархатной нежностью. Вкусы, ароматы, благоухания... Всё смешалось в этих садах, и вот ваши органы чувств уже в растерянности, они покорены, они очарованы садами, материалы, текстура и растения которых ласкают взор и прикосновение, а звуки, шёпот и музыка околдовывают вашу душу…

Официальный сайт фестиваля: www.domaine-chaumont.fr

▲ наверх

Фестиваль садов

Сад "Renaissance", созданный ландшафтным бюро MOX. Разрез.

Подход к формированию концепции

В качестве темы для 22-го международного фестиваля садов в поместье Chaumont-sur-Loire предложен «Сад ощущений» или Современная синестезия (“Garden of sensations” Contemporary synaesthesia).

На наш взгляд, важнейшим и интереснейшим ощущением, которое человек испытывает в саду, является ощущение времени. Его самые наглядные проявления – это смена времени суток и смена времен года. Эти два аспекта ощущаются нами автоматически, за счет изменения освещения и состояния растений. Таким образом, сад постоянно предлагает нам возможность задуматься о течении времени, почувствовать его.

Но существуют и другие, более сложные формы времени, связанные с садом. Например: ощущение бесконечности. Ведь даже уничтоженный сад вырастет, в той или иной форме, снова. Как феникс, который может восстать из пепла. Ему нужны только земля, вода и солнце. И сад будет расти. С дизайном или без. Он был до нас и будет после нас. И хотя сад, на первый взгляд, зависит от человека, в действительности это не так. Без человека сад будет другим, но он будет жить. А это значит, что сад, в некотором роде, бесконечен.

Возрождение (renaissance)

Сад "Renaissance", созданный ландшафтным бюро MOX. Общий планИменно эта тема: «бесконечность и цикличность жизни» была выбрана нами для создания концепции выставочного сада. При этом сад демонстрирует только позитивную фазу цикла – возрождение. Появление сада из ничего. Негативная фаза – разрушение остается за кадром и демонстрируется только как исходная ситуации. В качестве формы для сада мы выбрали черный квадрат, как очень простой и, одновременно, сильный символ начала всего, относящий нас к идеям и творчеству русского художника Казимира Малевича (1878-1935). В течение работы выставки (с апреля по октябрь), из черного квадрата появляется «сад».

В контексте сада черный цвет ассоциируется с чем-то сгоревшим, с углями, лежащими на земле. Угли и пепел подразумевают, что то, что существовало на этом месте, по какой-то причине исчезло. Но они имеют еще и дополнительный смысл – данный материал содержит в себе потенциал для роста. В нем содержится все (кроме воды и солнца), что нужно новому саду. Уже сам образ сгоревшего сада затрагивает сердце человека довольно сильно. А чем сильнее переживания, вызванные потерей чего-то, тем сильнее радость от того, что это «что- то» возрождается.

Планировка сада представляет из себя квадратное поле черного цвета, окруженное светлой дорожкой из набивного покрытия. Черный квадрат – это приподнятый на 50 см относительно дорожки «сгоревший» сад, в котором просматриваются такие элементы, как скамья, часть забора, мощение, яблони, газон и миксбордер. Пространство между дорожкой и живой изгородью заполнено миксбордером в бело-зеленых тонах, играющим роль цветущей рамки. С двух сторон квадрата находятся скамьи. Стороны, расположенные напротив скамей, ограничены белой деревянной стеной, формирующей также «прихожую». На стене размещены две цитаты из Казимира Малевича на русском, английском и французском языках, предлагающие посетителям задуматься о смысле того, что они увидят в саду. Первая, расположенная перед входом, гласит: «Я — начало всего», вторая, находящаяся внутри сада – «Не должно остаться ни жизни, ни смерти, ибо эти два понятия врозь не существуют». Имеющие объем «руины» придадут новому саду интересную, необычную фактуру, а сочетание «умершего» старого с появляющимся новым создаст совершенно незабываемую картину.

С течением времени сад будет восстанавливаться и расцветать. Мы хотим нарисовать образ спонтанной растительности, появившейся на месте пожара. При этом, мы помогаем природе, сажая и высевая определенные растения, но делаем это так, чтобы у посетителей создалось впечатление, будто сад вырос сам по себе.

Важной частью концепции является фотофиксация процеса, с вынесением результатов в интернет. Такое распространение информации о проекте само по себе является арт-проектом, который добавляет еще один уровень восприятия процесса.

Строительство сада командой ландшафтного бюро МОХ Строительство сада командой ландшафтного бюро МОХ Строительство сада командой ландшафтного бюро МОХ Строительство сада командой ландшафтного бюро МОХ Строительство сада командой ландшафтного бюро МОХ Строительство сада командой ландшафтного бюро МОХ

▲ наверх

Концепция

Казимир Малевич

Дополнительную информацию о Казимире Малевиче можно найти, в частности, в Википедии

 

 

 

 

 

 

Малевич